Мастика дорожная – это материал, который используется во время строительства или ремонта дорог для заделки трещин и герметизации швов. Представляет собой прочное связующее вещество, состоящее в основном из битума с добавлением различных наполнителей и добавок. Помимо адгезионной функции мастика выполняет также роль герметика, препятствующего проникновению воды в нижние слои дорожного покрытия и тем самым предотвращающего их разрушение.
Состав дорожной мастики
Обладающий особой пластичностью и вязкостью материал широко применяется в народном хозяйстве, в частности - дорожном строительстве. При его производстве могут использоваться различные технологии, предполагающие добавление к основному веществу – битуму - массу других компонентов:
- минеральные наполнители;
- полимерные присадки;
- адгезионные добавки;
- термопласты;
- антисептики.
Исходя из нужд заказчиков, производители самостоятельно подбирают состав, смешивая битум с другими компонентами. Роль наполнителей в общей массе довольно значима. Они помогают повысить качество материала, не допуская его растрескивания при окончательном застывании. В качестве минеральных наполнителей может быть использовано следующее сырье:
- кварцевый порошок;
- минеральная вата;
- мел;
- цемент;
- мелкие фракции каменистой породы;
- песок.
Правильно подобранный состав мастики, а также тщательное соблюдение технологии ее нанесения, позволяют продлить срок эксплуатации дорожного покрытия как минимум в полтора раза.
Применение в ремонте и строительстве дорог
К месту проведения ремонтных или строительных дорожных работ мастику поставляют в уже готовом для заливки состоянии. Этот материал выглядит как расплавленная масса однородной консистенции. Зачастую для формования дорожного покрытия мастику доводят до горячего состояния (t примерно 150°) в специальном оборудовании. При этом смесь варят до тех пор, пока на ее поверхности не перестанет образовываться пена. Это будет означать, что вся влага полностью испарилась и материал готов к работе.
Порой, если требуется заделка незначительных дефектов в асфальтовом покрытии, может применяться холодная мастика. Такой материал удобен в использовании, а его заливку можно выполнить в короткий срок. Немало этому способствует тот факт, что для приготовления вязкой массы не требуется разведение огня.
Перед тем, как принять решение о применении мастики при ремонте дорожного полотна, анализируют параметры существующих трещин. Битумную смесь используют обычно в тех случаях, когда ширина раскола покрытия не превышает его глубину. Перед заливкой вязкой массы тщательно обрабатывают границы дефектных участков с целью удаления сколов и исследуют возможности полотна к дальнейшему разрушению.
Нужно также предусмотреть, чтобы осадки не смогли нарушить целостность дорожного покрытия. С этой целью герметизирующая мастика заливается с избытком для полного захвата краев трещины. Таким образом, надежно упрочняется ремонтируемая часть, и нижние слои дорожного «пирога» максимально изолируются от влаги.
Достоинства мастики
Благодаря ряду физико-химических свойств исходного сырья мастика приобретает целый ряд несомненных достоинств:
- хорошая адгезия;
- растяжимость и пластичность;
- высокая механическая прочность;
- стойкость к силовым и температурным нагрузкам;
- влагостойкость;
- защита от сырости, плесени, грибка.
Следует также отметить отличную проникающую способность. Это то качество, без которого шовная мастика не будет достаточно эффективной. При использовании битумного материала не требуется особых навыков, поскольку вязкое вещество наносится просто, подобно масляной краске.
|